Алексей Одедесион, А3: «На рынке электронных платежей мы видим тренд на удобство»
18.01.2024
Тимлид аккаунт-менеджеров Flocktory Иван Бойков продолжает общаться с предпринимателями о работе и жизни. Сегодня у нас в гостях Алексей Одедесион, заместитель генерального директора А3. Это платежный сервис, который помогает быстро и безопасно оплачивать коммуналку, штрафы, налоги, обучение и так далее. Поговорили о бизнесе, искусственном интеллекте и обучении по программе MBA в США.
Расскажи о трендах и инновациях на рынке электронных платежей — какие новые решения мы будем использовать в ближайшие годы?
Мы видим тренд на удобство. UX сегодня отличается от того, c чем имели дело наши родители. Побывав в 72 странах, могу сказать: у нас потребители привыкли к хорошему, их разбаловали качественным сервисом.
Мы, например, перезапустили систему пуш-уведомлений и теперь можем самостоятельно находить счета пользователей и направлять информацию о них в банк, чтобы все можно было оплатить за раз одной кнопкой.
На мой взгляд, пройдет лет 5-10, и автоматическое списание станет нормой: пользователи привыкнут. Но пока банкам важнее касание с клиентом, которое помогает продавать дополнительные сервисы, и потому не очень интересны автосписания. Банку выгодно, когда пользователь заходит по ссылке, сам оплачивает счет, получает подарок от Flocktory.
Продолжая тему трендов: а ты используешь искусственный интеллект (ИИ) в работе?
Использую нейросеть по любому поводу. Например, в случаях, когда сложно начать делать задачу самостоятельно. Проще написать: «шесть шагов, стартовый вот такой, сделай лесенку», чем заходить в эксель и вбивать формулы. Пара минут, — и мы уже получили готовое решение. То же самое с формулировкой KPI для конкретных специалистов.
ChatGPT — это не замена человеческим способностям, но способ их усилить.
Я оцениваю ответ ИИ с позиций своего опыта, корректирую его, тем самым обучаю эту систему. Получается быстрее, чем делать все с нуля самому. Мы живые люди и можем что-то упустить, а ИИ позволяет более широко смотреть на вещи.
Пробовал использовать российские нейросети — Алису «Яндекса» или GigaChat «Сбера»?
Еще нет, но слышал, что последнее обновление «Яндекса» всего на несколько месяцев отстает от ChatGPT, и им вполне можно пользоваться. Но не вижу в этом смысла. Зачем учатся MBA в американском университете? Затем, что американский бизнес — лучший в мире по количеству прибыли, которую он генерирует. Так же и с искусственным интеллектом. Нашему IT далеко до того, что делают с технологиями ИИ в Америке.
Пока у меня есть возможность, я буду использовать лучшее.
В России один из самых мощных рынков финтеха в мире. Будем ли мы такими же крутыми, если санкции продлятся долго?
IT в России уже не может развиваться в прежнем темпе. Многие эмигрировали, и людям все тяжелее работать на свою страну: из-за разницы часовых поясов, доллара по 100. Айтишники пишут код на английском — у них нет языкового барьера. Им проще найти работу за границей, чем представителям других профессий. Следовательно, отток продолжится, конкуренция на рынке упадет, а следом за ней снизится и качество IT-продуктов.
Кроме того, в России ограничен доступ ко многим сервисам, даже к искусственному интеллекту. Ты не можешь использовать ChatGPT без VPN. Если новые технологии продолжат блокировать в России, будет трудно.
Однако пессимистичных настроений, что экономика скоро рухнет, я не разделяю.
Россия постоянно переживает катаклизмы.
Люди приспосабливаются, сложности дают нам опыт, в том числе и чтобы поддерживать наш IT на высоком уровне и быть конкурентоспособными.
Почувствовали ли вы на себе санкции?
Да, как и многие российские компании. Часть плательщиков штрафов, налогов и коммуналки уехала из страны. В какой-то момент случилась просадка по платежам: люди не знали, что будет дальше, и экономили средства. Но инфляция внесла коррективы. Средний чек за электричество и газ вырос. Значит, и наши доходы тоже — мы зарабатываем на комиссии.
Темпов роста, которые мы наметили в стратегии развития на три года, мы придерживаемся. Думаю, дело в том, что россияне очень дисциплинированы. Они первым делом оплатят коммуналку и налоги, а только потом будут думать о других тратах: еде, одежде, прочих потребностях. Поэтому А3 чувствует себя уверенно.
Расскажи, пожалуйста, про А3: чем компания занимается, какие у нее есть продукты?
В девяностые годы люди брали квитанции из почтового ящика и шли на почту, чтобы заплатить за коммунальные услуги. Сейчас это проще сделать в интернете.
А3 — компания, которая через банки передает данные с квитанции получателю средств, например, Мосэнергосбыту или Водоканалу Белгорода. Мы работаем со всеми топовыми игроками рынка. Благодаря нам в банковских приложениях появляется функция оплаты коммуналки и пуш-уведомления о том, что пора оплатить услуги ЖКХ, налоги и штрафы.
Не везде потребителям так легко платить за коммуналку, как в России. Сейчас я в Аргентине, и здесь этот процесс устроен почти как у нас двадцать-тридцать лет назад. По-прежнему в ходу бумажные квитанции, а по всему городу есть круглосуточные киоски, где можно сделать платежи наличными.
Ты сказал, что через А3 можно оплачивать услуги даже самых небольших поставщиков. Вы смогли со всеми заключить договоры?
Мы стартовали в 2010 году и сразу планировали, что заключим контракты со всеми. С крупными игроками этого рынка — их около 5 тысяч — у нас уже есть или намечаются контракты. В остальных случаях мы используем государственные системы, через которые можно получать информацию о квитанциях и передавать ее банкам-партнерам, а прямой договор с поставщиком при этом заключать не надо.
В России 80 тысяч организаций, которые работают на рынке коммунальных услуг. Договориться со всеми очень тяжело. Тем более, некоторые банкротятся, а потом возникают новые.
Давай перейдем к твоей истории. Чем ты занимался до А3?
Я из Ярославля. Там вырос, выучился в МЭСИ по специальности «антикризисное управление». На 3-4 курсах летал в США по Work and Travel и понял, что есть классный другой мир, который сильно отличается от российских реалий. На пятом отработал лето газонокосильщиком в США, заработал на машину и пригнал ее в Россию контейнером.
В 2008 году в Америке случился ипотечный кризис, который сильно повлиял на рынки развивающихся стран, включая Россию. В Ярославле многие производства остановились. Нельзя было устроиться на нормальную работу, а я, очень молодой и амбициозный, хотел большего. Поэтому собрался за один день и переехал в Москву.
Первые два года работал в «Росгосстрахе». Я знал английский и поэтому начал развивать проект международного ОСАГО. Однажды в Москве познакомился с ярославским землячеством и встретил Андрея Абашина, нынешнего генерального директора А3. Он пригласил меня в этот стартап, на тот момент только набиравший команду.
В 2011 году я пришел в А3 на позицию аналитика и дальше рос внутри компании, не переставая учиться. Тогда же я поступил в аспирантуру в МЭСИ. Закончив ее, захотел поступить на программу MBA. Два года занимался английским по 15 часов в неделю и готовился к математико-аналитическому тестированию. В итоге круто сдал экзамен и поступил в университет в Калифорнии, входящий в мировой топ-15.
Закончил его в августе 2023 года, и это тоже дало гигантскую мотивацию.
Представь, ты можешь быть самым классным футболистом во дворе, но за его пределами есть Месси, Роналдо, еще тысячи футболистов, которые круче тебя. Ты всегда должен знать свое место.
Кто ты за пределами своего круга общения? Вот MBA, помимо прочего, дает четкое понимание того, где ты находишься, подсвечивает твои плюсы и минусы, показывает, что нужно подтянуть и куда можно двигаться.
Какой опыт ты получил благодаря обучению в Америке?
MBA в целом учит быть топ-менеджером или генеральным директором. Направления в разных университетах отличаются: где-то больший уклон в IT, где-то в предпринимательство. У нас была всесторонняя программа, которая учила и бизнес открывать, и компанией руководить. Обучали всему: от бухгалтерии до стратегического маркетинга, лидерства и искусства переговоров, был даже курс по логистике.
Мне дали базу, с которой я могу открывать свой бизнес или быть CEO. Но это верхнеуровневое знание — конечно, нужно самому углубляться в конкретные темы. Идеально — окружить себя профессионалами из каждой отрасли.
Расскажи, как отличается подход к работе у специалистов из разных стран?
В группе у нас были американцы и много студентов из стран Азии, так как это совместная программа с университетом Сингапура. Люди очень отличались друг от друга.
У сингапурцев не было баланса. Они как неконтактные роботы: утром на работу, вечером с работы. Это отражается и на подходе к бизнесу. У них отличные хард-скиллы, но с софт-скиллами проблема. Они не общаются с другими и в основном держатся закрытыми группами.
Американцы много времени уделяют прокачке хард-скиллов, а «софты» есть в самой их культуре: в США принято улыбаться и вести small talks (легкие светские беседы).
Были те, кто круче в определенных вопросах в силу бэкграунда. Например, был парень из Morgan Stanley (примечание редакции — американский финансовый конгломерат, один из 34 самых крупных банков мира) с опытом в бухгалтерии и закрытии сделок. Но с точки зрения переговоров, лидерства и предпринимательства, когда нужно было придумывать свои проекты, я был лучшим в группе.
Прокачанные софт-скиллы россиян я могу объяснить опытом из девяностых, когда многим приходилось выживать, преодолевать трудности, договариваться.
Было много мелкого бизнеса, предпринимательства. Например, мой папа успел поторговать всем от маргарина до автомобильных шин.
Случай, который хорошо показывает разницу в подходах. У нас был курс по лидерству, на котором нас разделили на группы по четыре человека и попросили сделать пятиминутный видеоролик про типы лидеров. Я предложил команде: «Давайте будем в образе супергероев, каждый запишет по минуте вертикальное видео, а я все сведу, наложу субтитры». Написал ТЗ и поставил дедлайны. Два человека прислали правильно сделанные видео вовремя.
Последняя участница команды — родом из Японии — пропустила дедлайн, сославшись, что ей некогда. Договорились о новом сроке. Но она все равно не уложилась, сняла ролик горизонтально и с плохим звуком. Я в личной переписке попросил переделать, на что она написала в общую дискуссию, мол, ребят, я сделала не так, но мне кажется, что это не проблема. Другим участникам команды оказалось все равно: они уже сделали свою работу, ролик им монтировать не нужно. Ролик она не стала переделывать.
С русскими так лучше не шутить (улыбается). Я просто пустил ее видео крутиться по кругу по часовой стрелке, и написал: «Вот что бывает с людьми, которые не следуют ТЗ». Все посмеялись.
Другой небольшой пример культурных различий. В Буэнос-Айресе ты не можешь поднять руку, чтобы подозвать официанта. Они думают, что ты им приказываешь, для них это грубость. А в нашей культуре это окей. Менталитет всегда нужно учитывать, когда ведешь международный бизнес.
Окей, софт-скиллы россиян очень помогают им в бизнесе, переговорах и презентациях. А есть качества, присущие нашему менталитету, которые скорее мешают?
Нас десятилетиями учили, что не жили богато — не стоит и начинать. В Америке и в Европе другой подход — там детям внушают, что они станут самыми успешными в семье.
Мне кажется, нам нужно понять, что нет ничего плохого в зарабатывании денег в большом количестве. Когда потребляешь, ты инвестируешь в бизнес других людей, он развивается и делает мир лучше. Когда закрыты все базовые потребности, ты задумываешься о глобальных вещах — например, об экологии, начинаешь заботиться об окружающей среде.
Многие сходятся во мнении, что сейчас у российского бизнеса время возможностей — конкурентное поле сузилось и закрепиться на рынке проще, что ты думаешь об этом?
Я не согласен. Сейчас конкурентное поле ослаблено, и это мешает российскому бизнесу развиваться. Когда ты находишься в зоне комфорта и понимаешь, что соперничать не с кем, это не ведет к прогрессу. А когда постоянно борешься за место под солнцем — тогда становишься крутым специалистом, появляются точки роста.
Мы получаем опыт, учась на ошибках — есть ли что-то, от чего ты точно предостерег бы предпринимателей и то, что посоветовал?
Многим кажется, что предпринимательство — про свободу и про деньги, поэтому люди стремятся в бизнес.
В предприниматели нужно идти, если ты горишь идеей и готов поставить на кон все ради ее воплощения.
Знаю примеры, когда люди продавали квартиры, чтобы реализовать задуманное. Чаще прогорали, но иногда идея «выстреливала» — и в том, что такое возможно, и есть главная прелесть предпринимательства.
Блиц: 3 вопроса не о работе
Чем занимаешься в нерабочее время?
Кроме основной работы, развиваю личный бренд, веду блог, работаю ментором. Еще делаю ивенты для сноубордистов и вейкбордистов — планирую мероприятия на Эльбрусе и в Кыргызстане.
Как все успеваешь?
В детстве я занимался футболом и тогда меня научили строгой дисциплине, это до сих пор помогает. Важно составлять календарь — не понимаю, как люди без него живут. Долгосрочные цели отмечаю в Notion, декомпозирую и распределяю по времени.
Еще стоит соблюдать «колесо баланса». Есть разные сферы, в которых люди реализуют себя: карьера, спорт, здоровье, семья, дети… у каждого свой набор, Я выбрал 8-9 сфер и уделяю им внимание равномерно, это помогает сохранять высокий уровень энергии, без которого невозможно быть успешным в бизнесе.
Какие книги можешь посоветовать нашим читателям?
Считаю, что в чтении тоже важен баланс. Поэтому посоветую книги разной тематики:
-
«Тайная опора» Людмилы Петрановской;
-
«Цель» Элияху Голдратта;
-
«Думай и богатей» Наполеона Хилла.